Киносезоны / Весна-2003

1. Небо. Самолет. Девушка.. Вера Сторожева — Россия, 2002
2. Куклы. Такеши Китано — Япония, 2002
3. Утро понедельника. Отар Иоселиани — Франция — Италия, 2002
4. Чеховские мотивы. Кира Муратова — Россия — Украина, 2002
5. Человек без прошлого. Аки Каурисмяки — Финляндия, 2002
6. Любовник. Валерий Тодоровский — Россия, 2002
7. В движении. Филипп Янковский — Россия, 2002
8. Часы. Стивен Долдри — США, 2002


Небо. Самолет. Девушка.

Небо. Самолет. Девушка. — Россия, 2002

Режиссер-постановщик: Вера Сторожева
Сценарий: Рената Литвинова
В ролях: Рената Литвинова, Дмитрий Орлов, Михаил Ефремов, Вячеслав Бойко, Инга Оболдина

Римейк знаменитого в 60-е годы фильма Георгия Натансона «Еще раз про любовь» по пьесе Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». В свое время эта мелодрама об истории любви стюардессы и молодого ученого-физика попала в десятку самых кассовых фильмов, а исполнительница главной роли Татьяна Доронина стала лучшей актрисой 1968 г. по опросу журнала «Советский экран».

Эта история привлекла внимание кинодраматурга и актрисы Ренаты Литвиновой. Она написала новый сценарий, из которого были убраны все социальные приметы времени, и остались только – небо, самолет, девушка. Именно так и называется новая картина. Вместе с известным продюсером Еленой Яцурой Рената Литвинова стала сопродюсером фильма, а также исполнила в нем главную роль. В качестве режиссера фильм сняла Вера Сторожева.


Куклы

Куклы (Dolls) — Япония, 2002

Режиссер-постановщик: Такеши Китано
Сценарий: Такеши Китано
В ролях: Михо Канно, Хидетоши Хишидзима, Татсуя Михаши, Чиеко Мацубара, Куоко Фукада, Цутоми Такешиге

Матсумото и Савако еще недавно были счастливой парой и дело шло к скорой свадьбе. Но старые как мир проблемы с родителями, вечно сующимися не в свое дело, заставили молодого человека принять трагическое решение. Теперь Савако бродит в бессмысленном оцепенении, крепко привязанная к Матсумото длинной красной веревкой. Со стороны их передвижения кажутся бесцельными. Но Матсумото и Савако ищут нечто забытое ими. Четыре времени года сменят друг друга, прежде чем их путешествие будет закончено…

Старик Хиро – босс якудзы. Он богат и окружен почтением, но болен и одинок. Тридцать лет назад он был бедным фабричным рабочим, и любимая девушка каждый день приносила ему завтраки в парк. Но он бросил ее, погнавшись за своей мечтой стать важным человеком. Теперь, 30 лет спустя, он возвращается в парк, где они когда-то встречались…

Харуна Ямагучи целые дни просиживает на пустынном пляже, глядя в море. Ее прекрасное лицо полускрыто повязкой. Совсем недавно, до несчастного случая, Харуна была поп-звездой и жила в блестящем мире телевизионных шоу, в промежутках между которыми только успевала раздавать автографы. Ее обожали миллионы. Нукуи, возможно, самый преданный из ее поклонников. Сегодня он собирается это доказать.

Три современные истории, вдохновленные неподвластными времени эмоциями из представления изысканных кукол театра Бунраки. Три истории, связанные красотой печали. Три истории о бессмертной любви или о ее невозможности.


Утро понедельника

Утро понедельника (Lundi matin) — Франция — Италия, 2002

Режиссер-постановщик: Отар Иоселиани
Сценарий: Отар Иоселиани
В ролях: Жак Биду, Анни Кравц-Тарнавски, Нарда Бланше, Радслав Кински, Дато Тарилачвили, Эдриен Пачод, Паскаль Шаналь, Лора-Кэй Монне, Отар Иоселиани

Для Венсана каждое утро понедельника начинается с одного и того же монотонного ритуала… Старик Альбер каждый день совершает свою прогулку по одному и тому же маршруту. Почтальон читает чужие письма. Священник не может пропустить ни одной деревенской юбки. Нищий фермер устанавливает у себя еще одну сигнализацию. Тинейджеры гоняют на велосипедах, болтая обо всем, что приходит в голову, лишь бы не умереть со скуки… Однажды Венсан решает посмотреть мир и отправляется в Венецию. Возможно, он найдет именно то, чего ему не хватало…


Чеховские мотивы

Чеховские мотивы — Россия — Украина, 2002

Режиссер-постановщик: Кира Муратова
Сценарий: Кира Муратова, Евгений Голубенко
В ролях: Сергей Бехтерев, Наталия Бузько, Жан Даниэль, Ольга Конская, Филипп Панов, Сергей Попов, Нина Русланова, Георгий Делиев, Александр Баширов

Начало прошедшего и нынешнего веков соединяются в этом фильме не только за счет имен драматурга и режиссера. В интерпретации Муратовой бытовые детали дореволюционного прошлого соседствуют с приметами сегодняшнего дня. Это создает необычный мир перепутанного или остановившегося времени, в который помещены персонажи Антона Чехова.

Авторы фильма не указывают, какие именно произведения легли в основу сценария. Пьеса Антона Павловича «Татьяна Репина» присутствует там с очевидностью, но все остальное перечислить сложно. Это не проверка образованности зрителя – просто Муратова использовала типичные чеховские темы и героев.

В фильме две сюжетные линии. Одна посвящена студенту Петру, и его взаимоотношением с деспотичным отцом. Вторая связана с молодой женщиной, Татьяной, которая решается на самоубийство после разрыва с любовником. В свойственной ей манере, балансируя между трагедией и клоунадой, Муратова демонстрирует безжизненную механистичность мира, лишенного любви. Персонажи существуют словно по инерции, зацикливаясь на повторение одних и тех же действий и реплик. Зрителю, вроде бы, предлагается позиция равнодушного наблюдателя. Но при этом, вереница, проходящих перед вами образов – эффектных, фантасмагоричных и трогательных в своей нелепости – рождает странную нежность по отношению к этому паноптикуму. И если карнавал, устроенный Муратовой, не столь радостный как иные, в силе воздействия такому зрелищу отказать невозможно.


Человек без прошлого

Человек без прошлого (Mies vailla menneisyytta) — Финляндия, 2002

Режиссер-постановщик: Аки Каурисмяки
Сценарий:
В ролях: Маркку Пелтола, Кати Оутинен, Эско Никкари, Айно Сеппо

Никому неизвестный человек приезжает в Город и в первые же мгновения оказывается избитым до полусмерти. Так начинается эпическая драма, фильм или может наваждение о двух одиноких сердцах с пустыми карманами под огромным небом нашего Господа или может птиц… Эта картина — о человеке, живущем на окраине Хельсинки и страдающем потерей памяти. Но, тем не менее, герою удается найти смысл жизни и любовь.


Любовник

Любовник — Россия, 2002

Режиссер-постановщик: Валерий Тодоровский
Сценарий: Геннадий Островский
В ролях: Олег Янковский, Сергей Гармаш, Андрей Смирнов, Вера Воронкова

По сюжету, муж из случайно найденного письма умершей жены узнает, что у нее был любовник, и их связь зашла довольно далеко – возможно, его любимый сын вовсе не его ребенок. Роль мужа-профессора писалась специально для Олега Янковского. Сергей Гармаш сыграл отставного военного, любовника профессорской жены.

«Это современная любовная история, – говорит Валерий Тодоровский, – История жесткая и очень человеческая. В этом фильме не стреляют и не убивают. Но от этого он не менее драматичен».


В движении

В движении — Россия, 2002

Режиссер-постановщик: Филипп Янковский
Сценарий: Геннадий Островский
В ролях: Константин Хабенский, Елена Перова, Оксана Фандера, Михаил Ефремов, Федор Бондарчук, Гоша Куценко, Алексей Макаров, Игорь Янковский

Саша Гурьев живет своей жизнью. Жизнью успешного и незаменимого журналиста. Гурьев ищет сенсации и зарабатывает на них. Иногда он зарабатывает деньги, но чаще – неприятности. Пока Гурьев гоняется за репортажами, за ним гоняются женщины. Все, кроме той, за которой он сам с удовольствием побежал бы, в то время, как дома ждет Гурьева его всегда одинокая жена Вера.

Случайно на одном из секретных заданий Гурьев встречается со своим старым другом. Оказывается, тот недавно вернулся в Москву из заграницы, чтобы занять крупный политический пост. Скоро Гурьев начинает понимать, что его друг в опасности, и что недавно добытый сенсационный материал бросает тень на жену друга. Гурьев пытается предотвратить трагедию, но это уже не в его власти. Когда невозможно остановиться, единственное спасение – бежать еще быстрее. Так быстро, чтобы, может быть, успеть догнать самого себя.


Часы

Часы (Hours, The) — США, 2002

Режиссер-постановщик: Стивен Долдри
Сценарий: Майкл Каннингем (новелла), Дэвид Хэйр
В ролях: Николь Кидман, Мерил Стрип, Джулианна Мур, Эд Харрис, Стивен Диллэйн, Миранда Ричардсон, Чарли Рамм, Джон С. Рейлли, Тони Коллетт, Эллисон Джэнни, Клер Дэйнс, Джефф Дэниэлс, Айлин Эткинс

Три времени, три истории и три женщины составляют сердце фильма. Каждая из героинь связана с другой, как звенья единой цепи, даже не догадываясь о том, как на всех троих влияют одни и те же вещи, один и тот же литературный шедевр.

Первая из них – Вирджиния Вульф. Лондон. Середина 1920-х годов. Мы застаем ее в тот момент, когда она работает над своим романом «Миссис Дэллоуэй». Состояние писательницы близко к безумию, но она борется с ним изо всех сил…

Через 20 десятилетия героиня следующей истории – разочаровавшаяся в жизни Лора Браун живет в Лос-Анджелесе в конце Второй мировой войны. Она читает роман Вирджинии Вульф и под его воздействием пересматривает свои взгляды на жизнь, так же, как и героиня самого романа Кларисса Дэллоуэй…

И, наконец, в третьей истории действие переносится в Нью-Йорк наших дней, где героиней становится Кларисса Воган, влюбленная в умирающего от СПИДа поэта. Кларисса – зеркальное отражение главной героини романа «Миссис Дэллоуэй» Вирджинии Вульф. Это энергичная, влюбленная в жизнь особо, но, вместе с тем, готовая признать, что, по большому счету, жизнь ей так и не удалась…