Киносезоны / Весна-2005 (к/т «Художественный»)

1. Жизнь как чудо. Эмир Кустурица — Югославия - Франция, 2004
2. Неуправляемый занос. Георгий Шенгелия — Россия, 2004
3. Ночь светла. Роман Балаян — Россия, 2004
4. Окно на против. Ферзан Оспетек — Италия-Великобритания-Турция-Португалия, 2003
5. 5*2. Франсуа Озон — Франция, 2004
6. . — ,
7. Русское. Александр Велединской — Россия, 2004
8. Воспитатели. Ханс Вайнгартнер — Германия - Австрия, 2004


Жизнь как чудо

Жизнь как чудо — Югославия - Франция, 2004

Режиссер-постановщик: Эмир Кустурица
Сценарий: Эмир Кустурица
В ролях: Славко Стимач, Наташа Солак, Весна Тривалич, Вук Костич, Александар Берчек, Стрибо Кустурица, Никола Койо, Мирьяна Каранович, Бранислав Лалевич

«Чудо не в том, чтобы летать по воздуху, а в том, чтобы ходить по земле».

В таком хождении по земле, в данном случае боснийской, и заключается жизнь главного героя картины, известного зрителю по фильму «Underground» («Подполье»), - Луки. Служитель зоопарка из «Подполья» в этом фильме превращается в сербского инженера, мечтающего о строительстве железной дороги, соединяющей маленькую деревушку с остальным миром.

Жена Луки, в прошлом оперная певица, понемногу сходит с ума, а сына-футболиста забирают в армию. Первыми вестниками надвигающейся войны становятся голодные бурые медведи.

Война расставляет свои акценты в судьбе героя: жена сбегает с шарманщиком, сын попадает в плен, а сердце луки поражает стрела Купидона. Он влюбляется в мусульманку Сабаху.

Мир Луки не похож на построенный им макет железной дороги. В этом мире есть кот, ворующий варенье, плачущая ослица-самоубийца, загадочный Воин, по слухам умерший пять лет назад, а по рельсам ездят автомобили и велосипеды.

Как всегда особое место занимают музыка и животные. Саундтрек достоин всяческих похвал (хотя бы за искренность), кот и пёс в одной постели с людьми прячутся от грохота взрывов, а белая голубка примостилась на дуле орудия. Мир в мире Кустурицы, война в умах людей. Оркестр, не раз появляющийся на экране, – ключевой символ фильма. Разноголосие мелодий и звуков, судеб людей превращается в чудесную симфонию, и дирижёр один – жизнь.

Да и любовь здесь творит невозможное: слёзы при расставании с Сабахой не становятся слаще в объятиях вернувшегося с войны сына, несчастная ослица-«Каренина» спасает от смерти Луку, а полёты на кровати – во сне и наяву.

Некоторые критик считали, что этот фильм станет апофеозом творчества Кустурицы, а он снова удивил: вместо брызг шампанского под звуки фанфар скромно преподнёс бокал коньяка, пахнущего гранатом и айвой. Фильм не похож на попытку вновь сыграть по тем же нотам, это итог, урок, исповедь, завет, а может быть, просто жизнь, жизнь как чудо.

Юлия Романцова


Неуправляемый занос

Неуправляемый занос — Россия, 2004

Режиссер-постановщик: Георгий Шенгелия
Сценарий: Георгий Шенгелия
В ролях: Мария Звонарева, Петр Федоров, Григорий Анашкин, Михаил Хомяков, Дарья Симаненко, Наталья Мотева, Елена Катиных, Юрий Горин

Фильм снят по повести Елены Сазанович «Я слушаю, Лина!» при участии Московского клуба ночных гонщиков –«Night Racing Moscow Club», живущих по одному единственному правилу: «Когда машина и судьба идут юзом, борись до последнего и жми педаль в пол».

Именно так живет главный герой фильма - гонщик Олег, ставший невольным свидетелем смерти взбалмошной модной красавицы - дочери прокурора города. Испугавшись ответственности за преступление, которое он не совершал, Олег пытается «вырулить» из «неуправляемого заноса», который ему подкинула судьба. Убежать из города у Олега не получается, но не потому, что он плохо бегает:), а по очередной случайности - он спасает девушку от пьяных бандитов. Но спасенная Наташа оказалась следователем прокуратуры и любовницей того самого прокурора, чья дочь на глазах Олега случайно упала с крыши высотного дома. Именно ей, поручено найти убийцу единственной дочери прокурора, о похождениях, образе жизни и криминальном круге общения которой, папенька даже не догадывался. Наташа, выслушав рассказ Олега, понимает, что парень не виноват и решает, что самое безопасное место для него в данное время – её квартира, так как прокурор собирается расправиться с мальчишкой по-свойски – без суда и следствия, при попытке к бегству. Мечта Олега стать ночным гонщиком рушится на глазах…


Ночь светла

Ночь светла — Россия, 2004

Режиссер-постановщик: Роман Балаян
Сценарий: Роман Балаян, Рустам Ибрагимбеков
В ролях: : Андрей Кузичев, Алексей Панин, Ирина Купченко, Ольга Сутулова, Оля Голица, Богдан Хыжняк

Фильм получил Гран-при в Выборге и приз за лучшую женскую роль (И.Купченко).

Мнения:

"Что-то целебное есть в хрустально чистой, изысканно простой и нежной ленте "Ночь светла" (М.Лемешева, кинокритик);

"Этот фильм не о милосердии к ним, "неполноценным", а о просветлении нас, "полноценных";

"...настоящая искусствотерапия".

В сложившийся мир интерната для слепоглухонемых приезжает прелестная молодая энергичная преподавательница Лика. Она не просто вводит новые методы преподавания в интернате, но и одним своим появлением меняет привычные взаимоотношения как между коллегами, так и между воспитанниками...

Кто кого и чему учит? Кто и над кем проводит эксперименты? Кто за кем наблюдает? Кто в этом фильме зряч, а кто слеп?..


Окно на против

Окно на против (La Finestra di fronte) — Италия-Великобритания-Турция-Португалия, 2003

Режиссер-постановщик: Ферзан Оспетек
Сценарий:
В ролях: Джованна Меццоджорно, Филиппо Нигро, Массимо Джиротти, Давид ди Донателло

Мнения по поводу картины различны:

"фильм-греза, фильм-мечта. За ним - традиции большого итальянского кино,.. ренессанс итальянского кино" («АиФ»);

"Окно напротив" - сделанная не без изящества картина, готова нравиться всем. Особенно тем, кто любит красивую музыку и тайные впечатления"…

"...слащавая напудренная мелодрама для экзальтированных дамочек,.. буквально слизанный финал из "Трех тополей на Плющихе" («Теленеделя»);

Психологическая история молодой женщины, которая работает на птицефабрике, воспитывает двоих детей, а по вечерам выпекает пирожные для соседнего кафе, подумывая о собственном. Однажды муж Джованны Филиппо приводит в дом пожилого мужчину, потерявшего память. Поначалу новый постоялец раздражает Джованну, но чем больше она общается с ним, тем больше проникается интересом к этому загадочному утонченному человеку, совсем не похожему на ее очень ординарного мужа.

Джованна наблюдает за красавцем в окне напротив. В молодом человеке новый постоялец видит инкарнацию своего любовника, утраченного в годы войны.

Кино проблемное: рассказана история спасения еврейских детей, затронута тема безработицы и положения иммигрантов. И все это перемешано в упоительном коктейле, который окончательно опьянил жюри, одарившее картину всевозможными наградами.

Призы:

«Золотой глобус» 2003 года за лучший фильм, лучший сценарий, лучшую музыку, а также лучшему актеру (Ф.Нигро) и лучшей актрисе (Дж.Меццоджорно).

На МКФ в Карловых Варах 2003 года «Окно напротив» признан лучшим фильмом, Ферзан Оспетек - лучшим режиссером, Дж.Меццоджорно - лучшей актрисой.


5*2

5*2 — Франция, 2004

Режиссер-постановщик: Франсуа Озон
Сценарий:
В ролях: Валери Тедески-Бруни, Стефан Фрейсс

«Жесткое исследование фаз одной любовной истории. Чтобы дать зрителю перспективу, Озон расположил пять эпизодов в обратном порядке (как в картине Гаспара Ноэ «Необратимость»). Фильм напоминает прустианские поиски утраченного времени некогда идеальной любви. Картина начинается с эпизода в мрачном духе Ингмара Бергмана, а заканчивается в сиропном стиле Клода Лелуша. Фильм базируется на том, что каждая пережитая любовная связь с годами идеализируется бывшими партнерами, ставшими со временем участниками непрерывной битвы полов. Воспоминания героев с каждой фазой становятся более легкими и воздушными, они все менее телесны. Это парадоксально сближает «5×2» с шедевром Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» (1961). Валери Тедески-Бруни, пожалуй, сыграла у Озона свою лучшую роль, хотя главная заслуга в успехе фильма, безусловно, принадлежит режиссеру. Ему удалось ухватить новые тенденции в браке: ведь теперь молодые не верят в единственную любовь, а стремятся пережить как можно больше любовных романов. Считается, что это происходит в основном из-за ослабления экономической зависимости женщин от мужчин. Все персонажи любовных игр теперь являются скорее потребителями, чем партнерами».

Виталий Трофимов.


— ,

Режиссер-постановщик:
Сценарий:
В ролях:


Русское

Русское — Россия, 2004

Режиссер-постановщик: Александр Велединской
Сценарий:
В ролях: Алексей Чадов, Ольга Арнтгольц, Евдокия Германова, Михаил Ефремов, Галина Польских, Владимир Стеклов, Виктор Раков, Дмитрий Дюжев

По мотивам произведений Эдуарда Лимонова.

Я тогда называл свою маму дурой.

С отцом ни полслова не говорил.

Я был ворюгой. Дружил с физкультурой.

И Блока читал. И винищу пил.

Эти четыре лимоновские строчки в какой-то мере можно считать кратким содержанием фильма.

Конец 50-х. Подростку Эди, в будущем поэту и писателю, а в настоящем – хулигану и шпане, рыцарю-романтику и бунтарю-одиночке, надо выполнить всего лишь одно условие, сделать всего лишь один шаг, чтобы волшебная принцесса стала осязаемой плотской явью… Один шаг – и алый цвет кумачовых знамён праздничной демонстрации станет алым цветом крови неразделённой любви… Такая вот история: нежная и грубая, сказочная и абсолютно реальная, такая же, как и её персонажи – преданные друзья и предатели-родители, отпетые уркаганы, романтические зеки и милиционеры.


Воспитатели

Воспитатели (Die fetten Jahre sind vorbei) — Германия - Австрия, 2004

Режиссер-постановщик: Ханс Вайнгартнер
Сценарий:
В ролях: Даниэль Брюль, Юлия Йенч, Стайл Эрсег, Бургхарт Клаусснер

Герои - молодые и радикальные люди, живущие так, чтобы богатые могли усвоить: дни их купания в роскоши сочтены: Ян и Петер промышляют тем, что, забираясь в квартиры богачей, переставляют мебель, оставляя записки о призрачности роскоши и буржуазного образа жизни. Они ничего не крадут. Их устремления лежат в идеологической плоскости. Юли, девушка Петера, не знала, чем занимаются друзья, пока Ян не привел ее в особняк очередного богача. Ситуация выходит из-под контроля в тот момент, когда хозяин неожиданно возвращается домой...

Любовный треугольник, жаркие споры о судьбах человечества за бутылкой вина, ностальгия о буйной молодости, попытки разобраться не только в своих взглядах, но и чувствах…